Методические пособия

АДАПТАЦИЯ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Методическое пособие

В статье 79 «Организация получения образования обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья» Закона Российской Феде-
рации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Феде-
рации» говорится о том, что в образовательных организациях, осущест-
вляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья,
создаются специальные условия для получения образования. В пункте
3 данной статьи говорится о том, что под специальными условиями для
получения образования обучающимися с ограниченными возможностя-
ми здоровья понимаются в том числе и специальные учебники, учебные
пособия и дидактические материалы.
22-летний опыт обучения детей с РАС в начальной школе Федераль-
ного ресурсного центра по организации комплексного сопровождения
детей с расстройствами аутистического спектра показывает, что для
успешного освоения обучающимися с РАС образовательных программ
недостаточно существующих учебных пособий. Поэтому одним из
условий, необходимых для обучения данной категории детей, являет-
ся наличие дополнительных специальных учебных материалов к уже
существующим учебно-методическим комплектам, которые должны
быть адаптированы с учетом возможностей и потребностей обучаю-
щихся с РАС. На уроках учитель помимо основного учебника предла-
гает учащемуся с РАС адаптированные задания на бланках, наглядные
схемы и алгоритмы к той или иной теме, облегчающие ее усвоение,
специальный демонстрационный материал и т.п.
В данном методическом пособии описаны трудности, которые испы-
тывают обучающиеся с РАС при освоении АООП, и представлены спо-
собы их преодоления. Описаны основные способы адаптации учебных
заданий для обучающихся с РАС, приведены примеры адаптированных заданий по различным учебным предметам. С данным пособием можно ознакомиться по ссылке:

Методическое пособие по адаптации

Развивающие возможности урока:
дидактический и методический аспекты

М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, 2014

Учебно-методическое пособие

Долго ли, коротко, но был принят новый Федеральный
государственный образовательный стандарт… Первой
в режим внедрения стандарта вошла начальная школа: стала
привыкать к аббревиатуре «УУД», понятию «образовательный
результат», осваивать новые подходы к планированию работы
и новый для себя вид профессиональной деятельности – педа-
гогическое проектирование. Прошло совсем немного времени,
и вот уже средняя школа начала сначала вприглядку, а затем
и основательно примерять на себя новые цели и методы ра-
боты.
Никогда еще на памяти сегодняшнего поколения педагогов
и психологов не происходило столь серьезных и глубоких пре-
образований в системе образования и деятельности каждого
из них. Поэтому все происходит, осознается, изменяется не-
быстро, с оглядкой, с «отдышками» (как сказали бы юные лю-
бительницы игры в «классики») и возвращениями к пройден-
ному.
Прошедших лет и набитых шишек оказалось вполне доста-
точно для того, чтобы перестать воспринимать новый стандарт
как «ужас-ужас» и проблему и начать относиться к нему как
к профессиональной задаче. Об этом говорит изменившийся
тон педсоветов и совещаний, рост интереса к обучающим
семинарам, освоение педагогами понятийного языка нового
стандарта и многое другое.
Но это не все выводы, к которым удалось прийти. Стало
очевидно, что пока еще прошло слишком мало времени для
того, чтобы начало меняться наше профессиональное созна-
ние. А без таких изменений все задачи, связанные с реализацией стандарта, воспринимаются как внешние, дополнитель-
ные, напрямую с целями педагогической деятельности не
связанные. О том, что необходимые психологические пере-
мены пока не произошли, говорят выразительные и серьезные
«симптомы». Так, по-прежнему достаточно часто на обучающих
семинарах от участников можно услышать: «Мы и так все это
делаем. Чего тут нового?». Другое важное свидетельство того,
что мы пока в самом начале пути: работа над развитием уни-
версальных учебных действий (УУД) рассматривается как
нечто дополнительное к основной педагогической задаче, то
есть передаче суммы предметных знаний и формированию
предметных навыков. Работу по формированию УУД во многих
школах стремятся перевести в разряд разминки или трехми-
нутной тренировки на уроке, а то и вовсе вывести за пределы
урока на специальные дополнительные занятия, отдать пси-
хологу.
Но смотря на то что ценностной переориентации на раз-
вивающие цели нового стандарта пока не произошло, мы все
вместе прошли долгий и серьезный путь понимания. Резуль-
татами этого процесса нам и хотелось бы поделиться.
Но сначала еще одна ремарка. Развивающее образование – это первое и решающее условие успешного внедрения инклюзии в практику работы наших школ. Это тот фон, на котором смогут «заработать» подъемники для детей на колясках, психолого-медико-педагогические консилиумы, тьюторская поддержка, специальные технологии обучения слабослышащих и многое другое. Без создания условий развития для всех учащихся в рамках образовательного
процесса инклюзия в ПРИНЦИПЕ невозможна. Поэтому наш
разговор, напрямую казалось бы инклюзивных вопросов не
касающийся, принципиально важен. Ознакомиться с данным пособием можно по ссылке:

Развивающие возможности урока

Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ

Е.Н. Кутепова, 2014

Адаптированная образовательная программа

Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма

C.В. Алёхина, Л.П. Фальковская, 2014

     Любой человек нуждается в образовании, которое создает
для него возможность саморазвития и самореализации как
единства телесного, духовного и душевного развития. Это
может быть обеспечено только в процессе постоянного диалога
и активного взаимодействия человека с социумом, включением
в культуру на протяжении всей жизни и деятельности.
      Таким образом, образование для всех и для каждого является
одним из актуальных вызовов современности. Оно требует
создания максимально доступного и эффективного образовательного
пространства, которое будет организовано с
учётом всех индивидуальных особенностей обучающихся и
включения в него не только учеников, но и учителей, родителей
и специалистов помогающего профиля.
       Одним из ключевых субъектов этих изменений является
педагог, способный создавать и поддерживать инклюзивный
процесс. Какие требования могут предъявляться к его профессиональной деятельности? Что может и должно измениться
в его профессиональном и личностном развитии? Эти и
другие вопросы будут рассматриваться далее:

Педагог инклюзивной школы

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра

ОДОБРЕНА
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(Протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

Адаптивная программа

Вопросы реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной организации

Вопросы реализации ФГОС

Контрольно – диагностический инструментарий по русскому языку,
чтению и математике для учащихся начальной школы
(к программам С(К)ОУ VII вида)

Е.А.Екжанова С.А. Полинова Е.В.Резникова М.Б.Хабибулина

Сборник контр. работ ЗПР-2007

Базовое оборудование для ресурсного класса

Базовое оборудование для ресурсного класса

АДАПТАЦИЯ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Богорад П.Л., Загуменная О.В., Хаустов А.В.

Методическое пособие «Адаптация учебных материалов
для обучающихся с расстройствами аутистического спек-
тра» разработано специалистами Федерального ресурсного
центра по организации комплексного сопровождения детей
с РАС Московского государственного психолого-педагоги-
ческого университета на основе 22-летнего опыта прак-
тической деятельности. Основная цель пособия – оказать
помощь специалистам и родителям в преодолении затрудне-
ний, возникающих в процессе обучения детей с РАС.
В пособии проанализированы специфические трудно-
сти обучающихся с РАС при освоении ими адаптирован-
ной основной образовательной программы начального
общего образования; представлены способы преодоления
этих проблем; предложены варианты адаптации учебно-
го материала для обучающихся с РАС, а также приведе-
ны примеры (кейсы) преодоления трудностей в освоении
адаптированной основной образовательной программы.
Пособие адресовано педагогическим работникам – учите-
лям, специалистам, работающим с детьми, имеющими рас-
стройства аутистического спектра, руководителям образо-
вательных организаций, а также родителям детей с РАС.
Материалы пособия могут быть использованы для
подготовки и переподготовки специалистов (бакалавров,
магистров) по направлениям: «Педагогическое образова-
ние»; «Психолого-педагогическое образование», «Специ-
альное (дефектологическое) образование».

АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

адаптация учебного материала

Уроки по пониманию инвалидности в школе: пособие для учителя

сост.: Т.Н. Седовина, Е.Ю. Шинкарева

Это методическое пособие предназначено для педагогов школ
и содержит подборку материалов в помощь учителю, работающе-
му в школе, которая ориентируется в своей работе на политику
и практику инклюзивного образования.

Уроки по пониманию инвалидности в школе

Контрольные работы по письму, математике для обучающихся с РАС, (имеющих нарушения познавательной сферы) 2 класс.

контрольные для учащихся 2 кл с РАС И УО

Лист наблюдений динамики личностных компетенций учащегося с легкой УО (заполняет педагог, специалисты школы)

Лист наблюдений

«НЕСТАНДАРТНЫЕ» ДЕТИ

Сборник методических рекомендаций для педагогов и специалистов службы сопровождения, работающих с детьми, имеющими проблемы развития и поведения, и в условиях инклюзивного образования

«Нестандартные»дети

В помощь педагогу дополнительного образования и воспитателям группы продлённого дня

(методические рекомендации)

Составитель: методист МБОУДОД «СЮТ»Гаврилова Н.А.

методические рекомендации доп. образования

МОДЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ БАЗОВЫХ ПРЕДМЕТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

модельные комплексы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХС ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

СОСТАВИТЕЛЬ: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ПРИДАЧИНА В.С. МБОУ СОШ № 4

рекомендации педагогом работающим с детьми с ОВЗ (разной назологиии)

Рекомендации для родителей по созданию условий обучения для детей с интеллектуальной недостаточностью

Казарцева А.А., педагог-психолог МКОУ СОШ №11 (г. Лиски)

Ломанцова Е.И.,учитель начальных классов МКОУ СОШ №11 (г. Лиски)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (TEACCH Э.Шоплер, М.Ланзинд, Л.Ватерс)

Программа поддержки аутичных и отстающих в развитии детей (TEACCH) разработана специально для детей с данными нарушениями, и представляет собой сборник упражнений и рекомендаций для специалистов и родителей детей с такими нарушениями развития.
Программа ТЕАССН

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)

СИПР

Проверка знаний по учебным предметам, подготовка к ВПР

Подготовка к ВПР

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих обучение детей с расстройствами аутистического спектра

Методическое пособие

Загуменная О.В., Белялова О.А., Береславская М.И., Богорад П.Л.,
Стальмахович О.В., Чистякова Л.А.

реализация ФГОС НОО обуч. с ОВЗ

Ресурсный класс. Опыт организации
обучения и внеурочной деятельности
детей с аутизмом в общеобразовательной
школе

Анастасия Козорез, Александра Беспалова, Мария Гончаренко,        Анна Калабухова,  Евгения Лебедева, Елизавета Морозова

РЕСУРСНЫЙ КЛАСС

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Утвержден приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

фгос ооо

Вопросы олимпиады

Вопросы олимпиады