Дефектологу

В настоящем разделе представлены методические материалы и программы для дефектологов

Дефектологу. Программа коррекционной работы для обучающихся с расстройством аутистического спектра

Т.Ю. Галочкина, И.О. Баранова, Л.И. Грачева, Т.С. Кузьмина и др., 2016

    Методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов образовательных организаций

Программа коррекционной работы

Инклюзивное образование:
история и современность

С.В. Алёхина, 2013

Учебно-методическое пособие

Этот учебный год запустил в действие новый Закон об образовании, который определяет целую веху развития и изменения нашего образования. Многие из вас уже слышали это загадочное слово «инклюзия». Теперь инклюзивное образование законодательно закреплено и становится государственной гарантией на всех ступенях образования. На современном этапе эта проблема, оформленная
как приоритет образовательной политики и обеспечения прав,
является предметом для дискуссий в профессиональных и
родительских сообществах. И требует не оспаривания и сопротивления идее, а понимания ее сущности. Реализация идеи
инклюзии требует (и без этого она невозможна) осознания,
понимания, ценностных изменений. Любая идея становится
реализуемой, когда она принята обществом.
Мы постараемся ознакомить вас с историей зарождения
этой идеи в мировом сообществе, направлениями ее развития
в разных странах, особенностями ее реализации в России.

Инклюзивное образование: история и современность

Основные педагогические технологии
инклюзивного образования

Е.В. Самсонова, Т.П. Дмитриева, Т.Ю. Хотылева, 2013

Для многих учителей сегодня словосочетание «инклюзив-
ное образование» звучит непривычно, по-заморски, вос-
принимается как очередное западное влияние, не имеющее
отношение к реалиям российского образования. Между тем,
инклюзивное образование закреплено законом «Об образо-
вании в Российской Федерации», условия реализации инклю-
зивного образования сформулированы в новых Федеральных
образовательных стандартах. Но главное – инклюзивное об-
разование становится все более привлекательным для роди-
телей детей с ограниченными возможностями здоровья, и они
все чаще приводят детей в общеобразовательные школы для
совместного обучения с другими детьми.
Учителя первых классов уже после начала учебного года
замечают, что не всем детям легко удается адаптироваться
в школе, у многих возникают сложности (не может усидеть
на месте, вскакивает, бродит по классу, не слышит обращенную
речь учителя, задания не выполняет). При этом и после адап-
тационного периода ребенок продолжает испытывать труд-
ности, и у учителя возникают проблемы в обучении, взаимо-
действии с таким ребенком. Возможно, учитель захочет
обратиться к администрации и попросит «убрать» ребенка из
класса.
Но… «убрать» по закону ребенка невозможно, если роди-
тели настаивают на обучении в этой школе. Что же тогда де-
лать учителю? Есть ли выход? Мы отвечаем – да, есть! Педа-
гогу необходимо начать адаптироваться к новым условиям
обучения. Следует на класс смотреть не в целом, а видеть кон-
кретно каждого ребенка с его особенностями, потребностями,
возможностями, интересами.
Организация совместного обучения порой очень разных
детей требует от учителя перестройки методов и тактики.
Это и есть основа инклюзивного образования.

Основные педагогические технологии инклюзивного образования

Специальные образовательные условия
инклюзивной школы

Н.Я. Семаго, 2014

Специальные образовательные условия инклюзивной школы

Некоторые аспекты работы с детьми, страдающими аутизмом

ХУДЕНКО Е. Д. –директор АНМЦ «Развития и коррекции», доцент, к.п.н., эксперт Комитета по образованию Государственной думы РФ, эксперт Комиссии по делам инвалидов при Президенте РФАНМЦ

Nekotorye_aspekty_raboty_s_detmi_RAS

АДАПТАЦИЯ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Богорад П.Л., Загуменная О.В., Хаустов А.В.

Методическое пособие

   В пособии проанализированы специфические трудно-
сти обучающихся с РАС при освоении ими адаптирован-
ной основной образовательной программы начального
общего образования; представлены способы преодоления
этих проблем; предложены варианты адаптации учебно-
го материала для обучающихся с РАС, а также приведе-
ны примеры (кейсы) преодоления трудностей в освоении
адаптированной основной образовательной программы.
   Пособие адресовано педагогическим работникам – учите-
лям, специалистам, работающим с детьми, имеющими рас-
стройства аутистического спектра, руководителям образо-
вательных организаций, а также родителям детей с РАС.
    Материалы пособия могут быть использованы для
подготовки и переподготовки специалистов (бакалавров,
магистров) по направлениям: «Педагогическое образова-
ние»; «Психолого-педагогическое образование», «Специ-
альное (дефектологическое) образование».

Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих обучение детей с расстройствами аутистического спектра.

Загуменная О.В., Белялова О.А., Береславская М.И., Богорад П.Л.,
Стальмахович О.В., Чистякова Л.А.

Методическое пособие

     Предлагаемое методическое пособие, разработанное специ-
алистами Федерального ресурсного центра по организации
комплексного сопровождения детей с расстройствами аути-
стического спектра, является инструментом, позволяющим
создать в образовательной организации необходимые условия
для обучения детей с РАС.
    В пособии описаны требования к условиям реализации АООП
НОО обучающихся с РАС, особенности организации образова-
тельного процесса; даны рекомендации по разработке и реализа-
ции содержательного раздела АООП НОО обучающихся с РАС в
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
    Адресовано руководителям образовательных организаций,
специалистам, работающим с детьми с расстройствами аути-
стического спектра, а также их родителям.

реализация ФГОС НОО обуч. с ОВЗ

Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра
в общеобразовательных учреждениях

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

       Методический сборник подготовлен в рамках пилотного
проекта Департамента образования города Москвы, выполненного на базе ГБОУ СОШ № 305 Северо!Восточного окружного управления образования. В методическом пособии представлены основные условия, необходимые для адаптации ребенка с расстройствами аутистического спектра (РАС) в общеобразовательном учреждении.
      Пособие предназначено для руководителей образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, педагогов, специалистов сопровождения консилиумов образовательном учреждении.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕТ. С АУТИЗ

Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Манелис Н.Г., Аксенова Е.И., Богорад П.Л., Волгина Н.Н., Загу-
менная О.В., Калабухова А.А., Панцырь С.Н., Феррои Л.М.

     В данном методическом пособии специалисты Федерального
ресурсного центра по организации комплексного сопровождения
детей с РАС Московского государственного психолого-педагоги-
ческого университета делятся практическим опытом работы
по формированию жизненных компетенций у детей с РАС.
      Методическое пособие адресовано педагогам, психологам,
родителям и другим специалистам, работающим с детьми с
расстройствами аутистического спектра.
формирование жизненных компетенций у детей с РАС

Урок жизни

Презентация. Составитель Домнина М.А.

УРОК ЖИЗНИ

Адаптированная общеобразовательная программа НОО обучающегося  с РАС (вариант ФГОС 8.3)

АОП

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Рекомендованная программа обучения по заключению ПМПК  8.2

Индивидуальная программа развития

Лист данных для занятий

Лист данных для занятий с

Программа коррекционной работы для обучающихся с расстройством аутистического спектра

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС

Расписание режимных моментов учащегося с ОВЗ

Расписание режимных моментов детей

Педагогическая помощь учителя-дефектолога родителям детей с ОВЗ

Е.С. Будникова, Е.В. Резникова, М.Б. Хабибулина

     В рекомендациях представлены материалы, которые были ото-браны, разработаны и подготовлены для родителей детей с ограничен-ными возможностями здоровья (ОВЗ).

     Материалы будут полезны учителям общеобразовательных учреждений, специалистам коррекционного образования, студентам педагогических вузов и колледжей, заинтересованным в решении вопросов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогическая помощь учителя-дефектолога родителям детей с ОВЗ

Структурированное обучение для детей с РАС

Автор: Сьюзан Стоукс / Susan Stokes
Перевод: Марина Бридли

    Структурированное обучение — это стратегия обучения, разработанная Отделением ТЕАССН (Лечение и Образование Детей с Аутизмом и другими Расстройствами сферы Коммуникации) Университета Северной Каролины. Структурированное обучение — это подход к обучению детей с аутизмом. В рамках стратегии используются разнообразные методы обучения навыкам (визуальная поддержка, РЕСS — система коммуникации с помощью обмена картинками, сенсорная интеграция, прикладной поведенческий анализ, музыкальные, ритмические стратегии, метод игровой терапии Гринспэна).   Ниже мы даем подробное обоснование использования структурированного обучения как одного из подходов в работе с аутичными детьми.

СТРУКТУРИРОВАН. ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС

Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов

Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс

Пер. с англ. Колс Е.К.

100-programm

ДЕФЕКТОЛОГУ. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАС

Коррекционно-развивающая программа

Формирование базовых учебных и коммуникативных навыков у детей с РАС

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Утвержден приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

фгос ооо